Музыкальный словарь

Жанры музыкальных произведений

    АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
    АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
    БАЛЛАДА — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
    БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
    БАЛЕТМЕЙСТЕР — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
    БЛЮЗ — джазовая песня грустного, лирического содержания.
    БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
    ВОДЕВИЛЬ — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
    ГИМН — торжественная песня.
    ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.
    ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким
    ритмом.ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
    ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
    КАНТ — род бытовой многоголосной песни.
    КАНТАТА — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
    КАНТИЛЕНА — напевная, плавная мелодия.
    КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
    КОНЦЕРТ — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
    МАДРИГАЛ — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в XIV—XVI вв.
    МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
    МЮЗИКЛ — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.
    НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
    ОДА — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
    ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
    ОПЕРЕТТА — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
    ОРАТОРИЯ — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
    ПЕСНЯ — стихотворное произведение, предназначенное для пения. Ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
    ПОПУРРИ — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.
    ПЬЕСА — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
    РАПСОДИЯ — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
    РЕКВИЕМ — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
    РОМАНС — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
    РОНДО — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
    СЕРЕНАДА — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
    СИМФОНИЯ — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
    СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
    СОНАТА — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
    СОНАТИНА — маленькая соната.
    СЮИТА — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
    ТОККАТА — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
    ТОН — звук определенной высоты.
    ТУШ — краткое музыкальное приветствие.
    ФАНТАЗИЯ — музыкальная пьеса свободной формы.
    ФУГА — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
    ЭЛЕГИЯ — музыкальная пьеса печального характера.
    ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.
Основные понятия
    АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
    АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
    АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
    АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
    АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
    АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
    АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.
    АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
    АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
    АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
    АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
    АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
    БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
    БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
    ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
    ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
    ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
    ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
    ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
    ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.
    ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
    ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
    ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
    ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
    ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
    ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.
    ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
    ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
    ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
    ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.
    ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.
    ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
    ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
    ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
    ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
    ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
    КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
    КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
    КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
    КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
    КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
    КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
    КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.
    КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
    ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
    ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
    ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
    МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
    МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
    МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
    МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.
    МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
    МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.
    МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.
    МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
    НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
    ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
    ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.
    ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
    ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
    ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
    ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
    ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
    ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
    ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
    ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
    ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
    ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
    ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
    РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
    РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
    СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
    СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
    СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
    СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
    СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
    СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
    СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
    ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.
    ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
    ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
    ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
    ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
    ТОНИКА — основная ступень лада.
    ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
    ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
    УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
    УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
    УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
    ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.
    ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.
    ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
    ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.
    ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
    ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
    ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
    ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
    ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства


По материалам сайта: http://www.sci.aha.ru/ALL/g19.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий